| Замена подшипников генератораАвторы: ni, 
    AndreyTico, /DiOs
 Фото: AndreyTico
 
 
    Первоначально эта статья была написана ni, но в процессе работы над 
    собственными генераторами у двух остальных соавторов появились замечания и 
    наблюдения, которые /DiOs свел до кучи и теперь это плод 
    коллективного авторства без разделения на то, кто что сказал и где наврал. 
    И еще одно: операция разборки может понадобится не только для замены 
    подшипников, так что в этом смысле статья достаточно универсальна.
     
    Для начала прочтите статью и решите, нужен ли вам лично весь этот геморрой. 
    Альтернативы: новый генератор стоит $100-150, а также  можно 
    попробовать найти сервис, который возьмется за переборку тиковского 
    генератора со всеми вытекающими и для сервиса, и для вас последствиями. С 
    одного из нас специализированный сервис после суток изучения за замену 
    подшипников (абсолютно ненужную) и «поднятие изоляции» запросил 
    чуть меньше $100, с чем и был послан.
     
    Что, не страшно? Тогда поехали. Снимать генератор лучше на яме или на 
    эстакаде, хотя можно и просто с домкрата. Но грязно (очки защитные 
    не забудьте). Но можно. Кстати, очки и на яме/эстакаде вполне себе 
    помогают. Я использую старый горнолыжный UVEX с вентилляцией.
     
    1. Первым делом скидываем с аккумулятора минусовую клемму. А можно и 
    обе  заодно и почистите, дело весьма полезное. Помните, что 
    провод, соединяющий генератор и аккумулятор, довольно толстый и 
    предохранителем не защищен. Что чревато.
     2. Прямо на машине поливаем «жидким ключом» гайку крепления 
    шкива и резьбу четырех тонких болтов, стягивающих генератор (рис.1). 
    Возможно, повторить это потом придется еще не раз. Стараемся не распылять 
    состав на ремень.
     
      
        |   |  
        | Рис.1 Генератор, снятый с машины |  3. Пытаемся сдернуть с места гайку шкива. Получилось  хорошо, 
    нет  не самое страшное.
     4. Отключаем щеточный разъем. Почему я вынес этот пункт так высоко? Дело 
    в том, что у меня этот разъем прикис очень крепко, да еще и защелка… 
    Отстегнуть удалось только уперевшись отверткой в плюсовую шпильку и 
    нажимая на защелку и весь разъем получившимся рычагом (рис.2). Разумеется, 
    делать это на привернутом генераторе проще, чем на болтающемся на проводах. 
    В принципе после того, как разберешься куда и как надавить, снять не 
    слишком сложно даже прикисший разъем.
     
      
        |   |  
        | Рис.2 Вид со стороны задней крышки |  5. Откручиваем натяжной болт генератора.
     6. Откручиваем два нижних болта крепления генератора.
     7. Снимаем ремень, плюсовой провод и щеточный разъем (если не сняли на шаге 4).
     8. Сдергиваем генератор с кронштейна и кладем его вниз на арматуру. Если 
    защита двигателя не установлена, то он может и провалиться вниз, будьте 
    аккуратны. Зато можете пропустить пункты 9 и 10.
     9. Откручиваем ближний к кузову болт натяжной рамки, дальний болт 
    ослабляем, и поворачиваем рамку вниз.
     10. Через получившееся пространство достаем генератор наверх. Сразу же 
    еще раз проливаем «жидким ключом» резьбы стягивающих болтов.
     11. При помощи старого ремня (накинутого на шкив) и рычагов или съемника 
    для маслофильтра аналогичной конструкции откручиваем гайку шкива генератора 
    и снимаем шкив.
     12. Если гайка сидит крепко, придется воспользоваться тисками (рис.3). 
    Будьте предельно аккуратны: повреждение геометрии шкива чревато частыми 
    заменами ремня.
     
      
        |   |  
        | Рис.3 Отворачивание гайки шкива в тисках |  13. Снимаем заднюю крышку генератора (рис.2). Один болт ее крепления 
    выворачиваем тонкостенным торцевым ключем «на 7», а вот второй 
    имеет миниатюрную головку «звездочка». Вряд ли у вас есть такой 
    инструмент, а вот у меня в одном из наборов нашлась торцевая головка 
    «на 4», которая вполне подошла. То, что у ni в этом 
    месте был винт под крестовую отвертку говорит только о том, что в этом 
    месте уже был кто-то до него и позаботился об удобстве последователей. При 
    сборке можно последовать примеру. Откручиваем гайку с плюсовой шпильки и 
    снимаем гайку крепления массы и снимаем заднюю крышку генератора.
     14. Приступаем к довольно тонкой операции выкручивания стягивающих 
    болтов. Во-первых, у них тоже головка «звездочка» 
    (приблизительно подходит головка «на 6»). Во-вторых, тело 
    болтов подкаленное и «хрупнуть» может легко. В-третьих, входит 
    резбовая часть в переднюю крышку глубоко, а диаметр резьбы маленький и 
    высверлить в случае чего будет практически нереально. Так что в случае 
    затруднений себе дешевле будет потерять время и лишний балончик 
    «жидкого ключа».
     15. Аккуратными (не сильными!) ударами молотка снимаем переднюю крышку 
    генератора так, чтобы статор при этом не сместился относительно корпуса.
     16. Извлекаем ротор с подшипником (рис.4). Сперва оттягиваем за провода 
    щетки и вкладываем между ними и контактными кольцами ротора тонкую 
    пластинку  удобнее будет работать. Если у вас есть подходящий 
    съемник, то воспользуйтесь им. Если нет  выбивайте ротор 
    аккуратными ударами молотка в центр вала. Осторожно, не раколите эбонитовую 
    втулку!
     
      
        |   |  
        | Рис.4 Задняя крышка снята |  17. Подшипник передней крышки выбивается легко и на этом процессе 
    останавливаться не будем.
     18. Для съема заднего подшипника с ротора потребуется съемник с тонкими 
    (3-4 мм) и узкими (6-8 мм) лапками, т.к. 
    подшипник находится близко к обмотке и очень мешают лопасти. Если 
    съемника ну совсем нет, остается вспомнить о хрупкости материала 
    подшипников. Наружное кольцо разлетается с первого удара, 
    внутреннее  с первого-второго. Бить, естественно, 
    перпендикулярно оси ротора. Условие: подшипник (или его 
    внутреннее кольцо во второй фазе операции) надо обязательно опирать на 
    масивную металличекую подкладку. Ну и предельная аккуратность в 
    прицеливании.
     19. Перед установкой подшипников не поленитесь и вскройте их, аккуратно 
    сняв уплотнения. Вымойте из них смазку (if any) и заложите 
    высокотемпературную для нагруженых быстровращающихся подшипников. Я годами 
    использую старорежимную смазку 157 (да-да, это ее название) и ни разу не 
    пожалел об этом. Наверняка что-то аналогичное есть в ассортименте любой 
    приличной фирмы.
     20. Одеваются подшипники без проблем при помощи молотка и втулок 
    (например, торцевых головок).
     21. Собираем в обратном порядке (опять требуется не повредить щетки, 
    втулка меньшей длины помещается внутри корпуса пазом к обмотке ротора). 
    Помните, как мучались с откручиванием винтов? Ну так не пожалейте смазки и 
    пластилина при сборке!
     Удачи!
     P.S. Ни в коем случае не стучите сильно молотком: силумин, из которого 
    выполнены корпусные детали, достаточно хрупок. Неаккуратность может 
    привести к тому, что у вас появится новый генератор и куча запасных частей.
    
     Наверх
				 |