О проекте Новости Документация Я сам! Советы География Ресурсы Галерея Форум Тишкина жизнь
 
Обновлен:
27.07.24 08.08.24 21.11.24 08.08.24 08.08.24 27.07.24 30.07.24

   


Я сам!

Электрооборудование

Замена подшипников генератора
Авторы: ni, AndreyTico, /DiOs
Фото: AndreyTico

Первоначально эта статья была написана ni, но в процессе работы над собственными генераторами у двух остальных соавторов появились замечания и наблюдения, которые /DiOs свел до кучи и теперь это плод коллективного авторства без разделения на то, кто что сказал и где наврал. И еще одно: операция разборки может понадобится не только для замены подшипников, так что в этом смысле статья достаточно универсальна.

Для начала прочтите статью и решите, нужен ли вам лично весь этот геморрой. Альтернативы: новый генератор стоит $100-150, а также можно попробовать найти сервис, который возьмется за переборку тиковского генератора со всеми вытекающими и для сервиса, и для вас последствиями. С одного из нас специализированный сервис после суток изучения за замену подшипников (абсолютно ненужную) и «поднятие изоляции» запросил чуть меньше $100, с чем и был послан.

Что, не страшно? Тогда поехали. Снимать генератор лучше на яме или на эстакаде, хотя можно и просто с домкрата. Но грязно (очки защитные не забудьте). Но можно. Кстати, очки и на яме/эстакаде вполне себе помогают. Я использую старый горнолыжный UVEX с вентилляцией.

1. Первым делом скидываем с аккумулятора минусовую клемму. А можно и обе — заодно и почистите, дело весьма полезное. Помните, что провод, соединяющий генератор и аккумулятор, довольно толстый и предохранителем не защищен. Что чревато.

2. Прямо на машине поливаем «жидким ключом» гайку крепления шкива и резьбу четырех тонких болтов, стягивающих генератор (рис.1). Возможно, повторить это потом придется еще не раз. Стараемся не распылять состав на ремень.

Генератор, снятый с машины
Рис.1 Генератор, снятый с машины

3. Пытаемся сдернуть с места гайку шкива. Получилось — хорошо, нет — не самое страшное.

4. Отключаем щеточный разъем. Почему я вынес этот пункт так высоко? Дело в том, что у меня этот разъем прикис очень крепко, да еще и защелка… Отстегнуть удалось только уперевшись отверткой в плюсовую шпильку и нажимая на защелку и весь разъем получившимся рычагом (рис.2). Разумеется, делать это на привернутом генераторе проще, чем на болтающемся на проводах. В принципе после того, как разберешься куда и как надавить, снять не слишком сложно даже прикисший разъем.

Вид со стороны задней крышки
Рис.2 Вид со стороны задней крышки

5. Откручиваем натяжной болт генератора.

6. Откручиваем два нижних болта крепления генератора.

7. Снимаем ремень, плюсовой провод и щеточный разъем (если не сняли на шаге 4).

8. Сдергиваем генератор с кронштейна и кладем его вниз на арматуру. Если защита двигателя не установлена, то он может и провалиться вниз, будьте аккуратны. Зато можете пропустить пункты 9 и 10.

9. Откручиваем ближний к кузову болт натяжной рамки, дальний болт ослабляем, и поворачиваем рамку вниз.

10. Через получившееся пространство достаем генератор наверх. Сразу же еще раз проливаем «жидким ключом» резьбы стягивающих болтов.

11. При помощи старого ремня (накинутого на шкив) и рычагов или съемника для маслофильтра аналогичной конструкции откручиваем гайку шкива генератора и снимаем шкив.

12. Если гайка сидит крепко, придется воспользоваться тисками (рис.3). Будьте предельно аккуратны: повреждение геометрии шкива чревато частыми заменами ремня.

Отворачивание гайки шкива в тисках
Рис.3 Отворачивание гайки шкива в тисках

13. Снимаем заднюю крышку генератора (рис.2). Один болт ее крепления выворачиваем тонкостенным торцевым ключем «на 7», а вот второй имеет миниатюрную головку «звездочка». Вряд ли у вас есть такой инструмент, а вот у меня в одном из наборов нашлась торцевая головка «на 4», которая вполне подошла. То, что у ni в этом месте был винт под крестовую отвертку говорит только о том, что в этом месте уже был кто-то до него и позаботился об удобстве последователей. При сборке можно последовать примеру. Откручиваем гайку с плюсовой шпильки и снимаем гайку крепления массы и снимаем заднюю крышку генератора.

14. Приступаем к довольно тонкой операции выкручивания стягивающих болтов. Во-первых, у них тоже головка «звездочка» (приблизительно подходит головка «на 6»). Во-вторых, тело болтов подкаленное и «хрупнуть» может легко. В-третьих, входит резбовая часть в переднюю крышку глубоко, а диаметр резьбы маленький и высверлить в случае чего будет практически нереально. Так что в случае затруднений себе дешевле будет потерять время и лишний балончик «жидкого ключа».

15. Аккуратными (не сильными!) ударами молотка снимаем переднюю крышку генератора так, чтобы статор при этом не сместился относительно корпуса.

16. Извлекаем ротор с подшипником (рис.4). Сперва оттягиваем за провода щетки и вкладываем между ними и контактными кольцами ротора тонкую пластинку — удобнее будет работать. Если у вас есть подходящий съемник, то воспользуйтесь им. Если нет — выбивайте ротор аккуратными ударами молотка в центр вала. Осторожно, не раколите эбонитовую втулку!

Задняя крышка снята
Рис.4 Задняя крышка снята

17. Подшипник передней крышки выбивается легко и на этом процессе останавливаться не будем.

18. Для съема заднего подшипника с ротора потребуется съемник с тонкими (3-4 мм) и узкими (6-8 мм) лапками, т.к. подшипник находится близко к обмотке и очень мешают лопасти. Если съемника ну совсем нет, остается вспомнить о хрупкости материала подшипников. Наружное кольцо разлетается с первого удара, внутреннее — с первого-второго. Бить, естественно, перпендикулярно оси ротора. Условие: подшипник (или его внутреннее кольцо во второй фазе операции) надо обязательно опирать на масивную металличекую подкладку. Ну и предельная аккуратность в прицеливании.

19. Перед установкой подшипников не поленитесь и вскройте их, аккуратно сняв уплотнения. Вымойте из них смазку (if any) и заложите высокотемпературную для нагруженых быстровращающихся подшипников. Я годами использую старорежимную смазку 157 (да-да, это ее название) и ни разу не пожалел об этом. Наверняка что-то аналогичное есть в ассортименте любой приличной фирмы.

20. Одеваются подшипники без проблем при помощи молотка и втулок (например, торцевых головок).

21. Собираем в обратном порядке (опять требуется не повредить щетки, втулка меньшей длины помещается внутри корпуса пазом к обмотке ротора). Помните, как мучались с откручиванием винтов? Ну так не пожалейте смазки и пластилина при сборке!

Удачи!

P.S. Ни в коем случае не стучите сильно молотком: силумин, из которого выполнены корпусные детали, достаточно хрупок. Неаккуратность может привести к тому, что у вас появится новый генератор и куча запасных частей.

Наверх


Наши друзья: Физико-математический лицей №366, Санкт-Петербург
Powered by Apache server Powered by PHP