Замена подшипников генератора
Авторы: ni,
AndreyTico, /DiOs
Фото: AndreyTico
Первоначально эта статья была написана ni, но в процессе работы над
собственными генераторами у двух остальных соавторов появились замечания и
наблюдения, которые /DiOs свел до кучи и теперь это плод
коллективного авторства без разделения на то, кто что сказал и где наврал.
И еще одно: операция разборки может понадобится не только для замены
подшипников, так что в этом смысле статья достаточно универсальна.
Для начала прочтите статью и решите, нужен ли вам лично весь этот геморрой.
Альтернативы: новый генератор стоит $100-150, а также можно
попробовать найти сервис, который возьмется за переборку тиковского
генератора со всеми вытекающими и для сервиса, и для вас последствиями. С
одного из нас специализированный сервис после суток изучения за замену
подшипников (абсолютно ненужную) и «поднятие изоляции» запросил
чуть меньше $100, с чем и был послан.
Что, не страшно? Тогда поехали. Снимать генератор лучше на яме или на
эстакаде, хотя можно и просто с домкрата. Но грязно (очки защитные
не забудьте). Но можно. Кстати, очки и на яме/эстакаде вполне себе
помогают. Я использую старый горнолыжный UVEX с вентилляцией.
1. Первым делом скидываем с аккумулятора минусовую клемму. А можно и
обе заодно и почистите, дело весьма полезное. Помните, что
провод, соединяющий генератор и аккумулятор, довольно толстый и
предохранителем не защищен. Что чревато.
2. Прямо на машине поливаем «жидким ключом» гайку крепления
шкива и резьбу четырех тонких болтов, стягивающих генератор (рис.1).
Возможно, повторить это потом придется еще не раз. Стараемся не распылять
состав на ремень.
|
Рис.1 Генератор, снятый с машины
|
3. Пытаемся сдернуть с места гайку шкива. Получилось хорошо,
нет не самое страшное.
4. Отключаем щеточный разъем. Почему я вынес этот пункт так высоко? Дело
в том, что у меня этот разъем прикис очень крепко, да еще и защелка…
Отстегнуть удалось только уперевшись отверткой в плюсовую шпильку и
нажимая на защелку и весь разъем получившимся рычагом (рис.2). Разумеется,
делать это на привернутом генераторе проще, чем на болтающемся на проводах.
В принципе после того, как разберешься куда и как надавить, снять не
слишком сложно даже прикисший разъем.
|
Рис.2 Вид со стороны задней крышки
|
5. Откручиваем натяжной болт генератора.
6. Откручиваем два нижних болта крепления генератора.
7. Снимаем ремень, плюсовой провод и щеточный разъем (если не сняли на шаге 4).
8. Сдергиваем генератор с кронштейна и кладем его вниз на арматуру. Если
защита двигателя не установлена, то он может и провалиться вниз, будьте
аккуратны. Зато можете пропустить пункты 9 и 10.
9. Откручиваем ближний к кузову болт натяжной рамки, дальний болт
ослабляем, и поворачиваем рамку вниз.
10. Через получившееся пространство достаем генератор наверх. Сразу же
еще раз проливаем «жидким ключом» резьбы стягивающих болтов.
11. При помощи старого ремня (накинутого на шкив) и рычагов или съемника
для маслофильтра аналогичной конструкции откручиваем гайку шкива генератора
и снимаем шкив.
12. Если гайка сидит крепко, придется воспользоваться тисками (рис.3).
Будьте предельно аккуратны: повреждение геометрии шкива чревато частыми
заменами ремня.
|
Рис.3 Отворачивание гайки шкива в тисках
|
13. Снимаем заднюю крышку генератора (рис.2). Один болт ее крепления
выворачиваем тонкостенным торцевым ключем «на 7», а вот второй
имеет миниатюрную головку «звездочка». Вряд ли у вас есть такой
инструмент, а вот у меня в одном из наборов нашлась торцевая головка
«на 4», которая вполне подошла. То, что у ni в этом
месте был винт под крестовую отвертку говорит только о том, что в этом
месте уже был кто-то до него и позаботился об удобстве последователей. При
сборке можно последовать примеру. Откручиваем гайку с плюсовой шпильки и
снимаем гайку крепления массы и снимаем заднюю крышку генератора.
14. Приступаем к довольно тонкой операции выкручивания стягивающих
болтов. Во-первых, у них тоже головка «звездочка»
(приблизительно подходит головка «на 6»). Во-вторых, тело
болтов подкаленное и «хрупнуть» может легко. В-третьих, входит
резбовая часть в переднюю крышку глубоко, а диаметр резьбы маленький и
высверлить в случае чего будет практически нереально. Так что в случае
затруднений себе дешевле будет потерять время и лишний балончик
«жидкого ключа».
15. Аккуратными (не сильными!) ударами молотка снимаем переднюю крышку
генератора так, чтобы статор при этом не сместился относительно корпуса.
16. Извлекаем ротор с подшипником (рис.4). Сперва оттягиваем за провода
щетки и вкладываем между ними и контактными кольцами ротора тонкую
пластинку удобнее будет работать. Если у вас есть подходящий
съемник, то воспользуйтесь им. Если нет выбивайте ротор
аккуратными ударами молотка в центр вала. Осторожно, не раколите эбонитовую
втулку!
|
Рис.4 Задняя крышка снята
|
17. Подшипник передней крышки выбивается легко и на этом процессе
останавливаться не будем.
18. Для съема заднего подшипника с ротора потребуется съемник с тонкими
(3-4 мм) и узкими (6-8 мм) лапками, т.к.
подшипник находится близко к обмотке и очень мешают лопасти. Если
съемника ну совсем нет, остается вспомнить о хрупкости материала
подшипников. Наружное кольцо разлетается с первого удара,
внутреннее с первого-второго. Бить, естественно,
перпендикулярно оси ротора. Условие: подшипник (или его
внутреннее кольцо во второй фазе операции) надо обязательно опирать на
масивную металличекую подкладку. Ну и предельная аккуратность в
прицеливании.
19. Перед установкой подшипников не поленитесь и вскройте их, аккуратно
сняв уплотнения. Вымойте из них смазку (if any) и заложите
высокотемпературную для нагруженых быстровращающихся подшипников. Я годами
использую старорежимную смазку 157 (да-да, это ее название) и ни разу не
пожалел об этом. Наверняка что-то аналогичное есть в ассортименте любой
приличной фирмы.
20. Одеваются подшипники без проблем при помощи молотка и втулок
(например, торцевых головок).
21. Собираем в обратном порядке (опять требуется не повредить щетки,
втулка меньшей длины помещается внутри корпуса пазом к обмотке ротора).
Помните, как мучались с откручиванием винтов? Ну так не пожалейте смазки и
пластилина при сборке!
Удачи!
P.S. Ни в коем случае не стучите сильно молотком: силумин, из которого
выполнены корпусные детали, достаточно хрупок. Неаккуратность может
привести к тому, что у вас появится новый генератор и куча запасных частей.
Наверх
|