Проблемы с подшипниками первичного вала МКПП
Автор: Кузал
Основная проблема, которая уже многие годы приводит в лёгкое недоумение и
тяжёлые психические расстройства большинство тиковладельцев —
непродуманная смазка подшипников первичного вала. Их три: задний,
передний, и тот, который в маховике (маленький). По глубочайшему убеждению
конструкторов, задний и передний должны, или просто обязаны, смазываться
разбрызгиванием масла от вращения валов. Очень вероятно, что в Корее тепло,
хотя я там не был. Очень возможно, что масло в КПП в тёплой стране уже с
самого начала работы КПП находится в достаточно жидком состоянии и может
разбрызгиваться. Верю.
Проблема недостаточного смазывания подшипников первичного вала далее
условно делится на две подпроблемы. Первая — в России холодно,
и густое масло поначалу попросту «наматывается» на валы,
смазывая шестерни, подшипники и т.д.. Но вот только разбрызгиваться оно
начинает лишь после прогрева, то есть разжижаясь. В итоге упомянутые мной
подшипники первичного вала первые минуты работают вообще насухую.
Следует также отметить, что при заводке машины и прогреве двигателя
автомобиль стоит на месте. Следовательно, ни главная передача, ни вторичный
вал не вращаются. А ведь именно брызги от их вращения должны,
по мнению конструкторов, смазывать подшипники первичного вала, который
вращается постоянно.
Небольшое отступление и попутная рекомендация. Не надо греть долго
двигатель на стоящей машине. Этим мы убиваем подшипники первичного вала.
Как только двигатель начал адекватно реагировать на нажатие педали
газа — начинаем движение. Пусть медленно, пусть осторожно.
Но масло начнёт попадать туда, куда при стоящей машине не попадает.
Вторая подпроблема — конструктивная. На фотографиях моя почти
уже собранная и обслуженная коробка. Давайте обратимся к левой
фотографии.
Передний подшипник вала утоплен в полукорпус (крышку) коробки.
На фотографии я это посадочное место обозначил красным кружочком. К нему
ведут две проточки, весьма скромные. В одну, типа, масло забрызгивается,
а по другой — стекает. Но ведь он утоплен заподлицо! Какие
брызги туда долетят и попадут в эту проточку, ясно и неспециалисту.
Почему ясно? Смотрим правую фотографию.
Уровень масла показан надписью. Какие процессы начинают развиваться в
результате?
1. Передний подшипник первичного вала, работая в условиях недостатка
смазки, постепенно набирает люфт. Этот люфт ведёт к вибрациям вала
недопустимой амплитуды и постепенно разрушает центрующий (маленький)
подшипник вала, который в маховике. А ему много и не надо —
он дохленький.
2. В результате износа по указанным причинам перечисленных подшипников
первичный вал начинает выполнять роль некоей условной вибрирующей оси,
на которую насажен… правильно, выжимной подшипник. И вот тут самое
интересное. Выжимной, будучи ни в чём не виноватым и вполне вероятно,
что очень даже исправным, в сложившихся условиях начинает выполнять
роль… погремушки. Ведь сидит-то он на валу с приличным зазором.
Вернее, даже не сидит, а испытывает его влияние. И мы слышим, наряду с
гудением люфтящих подшипников вала, его противный
«дзень-дзень-гыр-гыр». Читаем внимательно жалобы форумчан и
их попытки борьбы. «Вот заменил выжимной. Звук пропал, но
ненадолго». А он и не пропадёт надолго. Вылечили симптоматику,
а причина болезни — в другом.
Конструкцию КПП мы изменить не в силах. Но мы в силах поменять все
три (!) подшипника первичного вала, выжимной, а также постараться
улучшить условия смазки. Уровень — повыше, масло —
получше и пожиже. Вот мои рекомендации, касающиеся заправки коробки.
1. Сливаем масло на ровной площадке, смотрим, что там на дне. Если ошмётки
от сепараторов, стружка и т.д. — дальше не читаем.
Это — в ремонт. Если всё более-менее, то готовим 3 литра очень
хорошего масла. Я эмпирическим способом выяснил, что Castrol
TAF-X для нас просто находка. API GL-4+.
Заливаем один литр.
2. Прежде чем заливать далее, выдавливаем в воронку (или шприц, у кого что)
два тюбика ХАДО для КПП. Зелёная такая штука.
3. Заливаем второй литр.
4. Заезжаем левой стороной машины на очень крутую горку. Чем
круче — тем лучше. Мне сегодня удалось достичь такого наклона
машины, что в водительскую дверь я вылезти не смог — выполз
через пассажирскую.
5. Льём в заливное отверстие из третьей литровой ёмкости. Даже с учётом
пролитых 100 грамм, в мою КПП сегодня влезло 2450 мл!
Что касается переборки, то тут всё просто. Набор хороших и разнообразных
ключей, длинный съёмник (на фотографиях виден), герметик, Литол, мозги.
Откручиваем, половиним, меняем, собираем, закручиваем. При
располовинивании, когда половинки корпуса раскроются на
2-3 см, не забываем открутить детальку механизма переключения
(она мешает), а при сборке и прикручивании следим, чтобы она попала в
нужное место. На фото она валяется рядом с горстью болтов, слева. А место
её прикручивания обозначено зелёной стрелкой.
Детальки примерно такие. Передний подшипник первичного вала, наш любимый
204-й, лучше японский. Подшипничек центрующий, который в
маховике. Оба подшипника дифференциала, оба сальника дифференциала
(левый и правый — разные!). Сальник штока переключения,
его же пыльник. Сальник переднего подшипника первичного вала. Выжимной,
диск, корзина, задний сальник коленвала, ну и ещё может кому чего. Может
быть, я не всё вспомнил.
Все подшипники и сальники, кроме штока переключения, можно заказывать,
пользуясь разделом Экзиста или ещё какого поставщика, для Спарка 0,8 и
Матиза 0,8.
P.S. При сборке следим, чтобы «рука» штока переключения попала
в своё место, ну и герметик надо получше, иначе потечёт. И затягивать
крест-накрест.
P.P.S. И лучше перед установкой новый выжимной отварить в Литоле, а излишки
после остывания убрать тряпкой. Изготовитель халтурит, экономит на смазке.
А если это будет импортный аналог Литола — совсем хорошо.
Наверх
Если провалился рычаг переключения передач
Автор: Григорий
Рычаг переключения передач проваливается из-за того, что отслаивается
резина от обоймы седла рычага механизма переключения (код по каталогу
28189-82000-000). В качестве выхода на какое-то время
предлагаю следующий способ.
Берем перфорированную пластину для монтажа направляющих под
гипсокартон, ножницы по металлу, шуруповёрт, саморезы острые с прес-шайбой
длиной 13-16 мм. Снимаем из салона пластмассовую крышку рычага
переключения КПП (4 винта). Видим болтающийся резиновый
«вкладыш». Отрезаем кусок перфорированной полоски,
сгибаем в форме буквы «Г», подгоняем по месту. Подтягиваем
рычаг КПП вверх. Вворачиваем саморезы с боков слева-справа для крепления
этих «Г» через обойму в резину. Уже держится. Теперь
вворачиваем сверху через перфорацию в «Г» по паре саморезов.
Совсем хорошо. Теперь кладём кусок полосы поперек в передней части обоймы.
Еще пару саморезов сверху через перфорацию в резиновый
«носок» — для подстраховки. Пациент будет жить!
Снимете крышку рычага — увидите, вопросов быть не должно.
Наверх
|